Расскажите о вашей задаче, а мы предложим стратегию, которая работает
Свяжемся с вами в течение нескольких часов. Предметно обсудим запрос, вышлем бриф и подготовим коммерческое предложение.
Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных
Сообщение об успешной отправке!

«Я готова хоть полы мыть, но научите меня маркетингу»

Интервью
18.08.2021

редактор Алина Вельман о пути в профессию, ленивых авторах и бесполезных онлайн-курсах

В этом интервью поговорили с Алиной Вельман — самым молодым и злым редактором в российском диджитал. Она рассказала о быстром росте в копирайтинге, авторах-лентяях, ограниченности инфостиля и справедливых ценах за тексты.
Привет! Давай знакомиться. Расскажи, с какими проектами ты работала и работаешь сейчас.

Привет! Я в основном работаю с агентствами, поэтому почти все проекты обычно прилетают через них. Когда была копирайтером в агентстве Qmarketing, мне довелось поработать с крупными брендами — стартапом Cherry Home, Райффайзенбанком, языковой школой Lingoda, платежной системой Qiwi. С Qiwi мы сделали игру «Покидая Белый шум», про которую в свое время RB, Esquire и другие издания писали.

Сейчас работаю редактором в агентстве «Сделаем». Мы официальный партнер Яндекс.Дзена, поэтому основная часть моей работы — это рекламные тексты для брендов в Дзен.

А какие задачи решаешь в основном?

Самые обычные редакторские задачи. Я принимаю вводные от клиента, работаю над гипотезами для статей, отдаю авторам в работу, контролирую процесс и передаю материал в выпуск. Моя главная задача — предоставить клиенту крутой результат, который сделает продукту и метрикам хорошо.

А тебе интереснее работать с классическими редакторскими задачами или делать креативные спецпроекты?

Я увереннее себя чувствую в обычной редакторской работе, потому что у меня уже рука набита. Есть опыт, поэтому работать комфортнее. Открываю статью, вижу, что в ней не так, полчаса на редактуру — и погнали дальше.

А с креативом сложнее, здесь всегда есть трудности и ограничения. У меня есть интересный кейс по этому поводу. Весной я работала над рассылкой для международной табачной компании. Начался карантин, пошли письма про самоизоляцию. Над одним из них я сильно заморочилась в плане креатива, делали его с командой до 12 ночи. Но здесь получилось классическое: «Очень хорошо, но надо переделать» — никуда от цензуры и юридических вопросов не денешься. Клиент и коллеги хвалили, но письмо все-таки завернули. Зато, когда я уходила из Qmarketing, коллеги мне сделали футболку с этим макетом. Но в какой-то момент, само собой, было ощущение, что тебя швырнули головой о землю: ты старался, делал, а они зацензурили.

Так что я больше по классической редакторской работе и решению бизнесовых задач. До тех пор, пока ко мне не придет кто-нибудь и не позовет делать что-то крутое и безграничное. Тут личка всегда открыта!

С командой NewRealGoal

Давай вернемся к началу. Расскажи, с чего ты начала путь в профессию.

Я никуда не поступала после школы, потому что не определилась с профессией. А тратить время ради корочки или потому, что родители сказали, — не моя история. Это что-то из классики: у меня было 94 балла по русскому языку, много свободного времени и дикое желание пробиться в маркетинг. Вот для этого я переехала в столицу и начала пробивать лбом стены.

Сначала завела канал в Телеграме, писала лонгриды про музыку. Если честно, они не очень, мне сейчас за них стыдно. Предложения на 17 строчек, язык ломаный. Сейчас увидела бы себя как автора — нос поморщила, выругалась и скрыла бы отклик.

Один из первых постов на канале «Вельман, не злись»

В поисках работы я кинула резюме в одну из крупных сетей школ английского на администратора школы. Принимал меня почему-то начальник отдела маркетинга. Она сказала: «Ты вроде пишешь и снимаешь, нам понравилось, давай писать для нас тексты». Я согласилась. В то время работала по графику 2/2 продавцом в книжном, а в остальные дни писала тексты для этой школы.

Я ездила на занятия, брала какие-то интервью, фотографировала. В какой-то момент мне показалось, что я замахнулась на работу, которая мне не по росту, и бросила. Через год набралась опыта, вернулась к ним в офис и пять месяцев там проработала. Там было совковое начальство: они присылали документы в Ворде, давали бессмысленные задачи, разводили бюрократию.

Один раз пыталась продвинуть идею — использовать в рекламе игру слов: называть групповое обучение Gang Eng по аналогии с Gang Bang. Никто в офисе не знал, что это такое, и я, 18-летняя пигалица, стояла перед начальством и объясняла, что представляет собой эта категория порно. Баннер, кстати, потом запустили.

Я понимала, что не развиваюсь, поэтому все время отправляла отклики на вакансии. Причем тогда я жила с ощущением, что круто разбираюсь в копирайтинге, и офигела, когда мне предложили работать джуном в Qmarketing. Я согласилась и через время поняла, что мой хэд был прав, когда сказал, что я чуть опытнее стажера. В первый же день на меня накинули кучу работы, я ушла из офиса только в 11 вечера и поняла, что мне до миддла еще пилить и пилить. Ну, я и попилила.

Прошел ровно год, и теперь я работаю редактором в «Сделаем».

Я заметил, что у авторов очень разный темп и разные траектории профессионального развития. Кто-то с нуля за год приходит в крутые проекты и завален работой, а кто-то по пять лет работает на биржах за знаки. Как думаешь, откуда такая разница?

Во-первых, это вопрос горящих глаз. Я на биржах ни разу ни одного заказа не взяла. Если у тебя есть самоуважение, то на биржах просидишь два-три проекта и вылезешь оттуда с минимальным опытом и пониманием, что денег на биржах нет.

Во-вторых, это вопрос наглости. Если у тебя горящие глаза и есть цель, надо идти напролом. Я так и писала в сопроводительных: «Ребята, у меня нет опыта, но я готова хоть полы мыть, научите меня маркетингу». А на биржах ты в зону комфорта вошел, получаешь 15 рублей за тысячу знаков и нормально, на «Доширак» хватает.

В-третьих, у меня есть такая замашка, что надо знать себе цену. Если понимаешь, что ты можешь, надо рано или поздно цену поднимать. И дальше по кругу: поднимешь цену — вырастет самоуважение, вырастет самоуважение — возьмешь новые проекты.

Часто в редакторских чатах вижу что-то такое: «я отправил резюме, а мне не отвечают, что же делать». И сидят ноют сутками. А я думаю: «Нахуй им такая жижа, как ты, вообще нужна? Зубы стисни и пиши, ты как деньги делать собрался, приятель?»

Ты при общении со мной, в статьях и у себя на канале придерживаешься агрессивного стиля коммуникации. Скажи, это напускное? Ты с клиентами так же жестко общаешься?

Нет, с клиентами я так не общаюсь.

Это просто одна из граней моего характера. Везде, где нет рамок, ограничений и клиентов, я та еще паскуда: у меня мат, кровь и слюни изо рта. А потом прихожу в чатик с клиентами и такая: «Извините, ребята, я не хотела бы вмешиваться, можно я вот здесь уточню?» Я четко вижу грань, как и с кем разговаривать.

С авторами тоже по-разному. Если вижу, что человек спокойный и вежливый и что ему некомфортно входить со мной в более близкий контакт, я буду держаться с ним на расстоянии и не перегибать. А если мы изначально сконнектились на «Здарова ебать правки пришли», то почему бы и нет — и поработать, и поржать можно.

У меня очень много ролей и много tone of voice для разных людей.

А у тебя с авторами было такое, чтобы они обижались на твои жесткие замечания?

Если я оставляю замечание, то явно не для того, чтобы подстебнуть или пошутить. Значит, там действительно есть какая-то проблема.
Была история, когда ко мне в личку пришла девочка после комментов и говорит, мол, давай повежливее. Ее задело, что я даю комменты в слишком фамильярной и циничной форме. Я извинилась и сказала, что не пыталась поставить себя выше или высмеять, а просто в такой форме указала на ошибку. Само собой, теперь я вижу грань, веду себя аккуратнее. Мне не хочется, чтобы меня ненавидел кто-то, кроме себя самой.

В общем, важно с каждым автором закрепить свой tone of voice и работать так, как вам обоим комфортно.
А вообще, если бы я общалась с такой же, как я, то, наверное, давно бы на хер себя послала.

То есть твоя редакторская позиция — с каждым автором закрепить тот формат общения, который ему комфортен, и работать в этих рамках?

Да. Не только с авторами, а в целом в общении с людьми — свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Главное в общении — не молчать и говорить, если что-то не так. Это вообще к любой сфере жизни надо применять.

Сейчас модно говорить о продуктивности, прокрастинации, тайм-менеджменте. Давай поддержим тренд. Скажи, как у тебя устроен рабочий день?

Я честно пыталась планировать свою работу, но меня хватило ровно на неделю. Я в этом плане совсем необязательная, потому что весь мой опыт связан с работой, которая в тебя влетает. То есть ты пишешь статью, правишь или редактируешь, тебе что-то присылают еще посмотреть — и носишься как белка в колесе.

С таким темпом редко получается даже фиксировать задачи, которые по факту сделала. Тут бы поесть и покурить не забыть. Список дел использую, но чисто для того, чтобы не забыть, что надо сделать.

Примерно в 10 утра я включаюсь в работу и к 21 часу, если ничего не горит, закрываю ноутбук.

Смотри, а если тебе прилетает задача в пятницу вечером, у которой дедлайн — понедельник утро. Ты берешься?

Раньше никогда не отказывала, и эта безотказность довела меня до морального истощения. Я думала, что энергетик, кофе и вперед — скиллы и деньги никогда не бывают лишними. Оказалось, что сердце и менталка тоже пригодятся, пришлось притормозить. Сейчас все очень зависит от контекста и источника задачи. Если это просто чья-то хотелка, то я сто раз подумаю. А если это что-то в рамках агентства и ребятам надо помочь, то, скорее всего, возьмусь.

Теперь давай о контент-маркетинге. Ты любишь критиковать коммуникацию брендов, поэтому уже стала в этом экспертом. Что тебя больше всего бесит/злит в современном КМ?

Больше всего мне не нравится, когда сама стратегия контент-маркетинга разрабатывается и утверждается не специалистами, а руководителями со стороны клиента. Они что-то себе выдумывают и нанимают подрядчика только для реализации этой задумки.

Когда работала в школе английского, начальник отдела маркетинга решила, что мы теперь будем выпускать контент про преподавателей. А кому это нужно и зачем — никто не подумал. В итоге тратили время на ненужный никому контент и засоряли им ленты соцсетей.

Я считаю, что компания должна работать в тесной связке с агентством. Сейчас мне в этом плане комфортно: мы работаем над контентом, который действительно решает задачи брендов.

Еще меня прям бесит, когда в блогах слишком заинфостилено. Вот эти чересчур честные заголовки вроде «5 ошибок копирайтера при работе на бирже», «Почему нельзя спать головой к окну». Их же можно было идеально завернуть в тонкий, аккуратный кликбейт! Но все забыли, насколько хорошо он работает в эпоху вечного информационного шума. Ваша задача, как контентщика, слепоту пробить и не налажать, излишне все объяснив. Вот недавно наткнулась на статью про современное искусство, где все было слишком упрощено. Мне хочется сказать: «Ребята, я знаю, о чем я пришла читать, хватит мне разжевывать».

Я хочу немного поспорить. Мне кажется, ребята, которые раньше топили за инфостиль, сейчас как раз сами используют достаточно желтые заголовки и привлекают внимание всеми доступными способами. Посмотри хотя бы на подводки к статьям у Т—Ж. Думаю, многие редакторы переосмыслили свой подход и поняли, что на 100% честные заголовки и статьи с голой пользой не работают.

Я не думаю, что они прям переосмыслили. После поста об Ильяхове, например, как о главном предводителе инфостиля, ко мне пришли человека четыре в личку и согласились с написанным. Он выбрал правильную тему, которая всем зашла: «Не изобретайте велосипед, делайте проще, это работает». Закинул эту идею о «мире читателя», записал видео, создал курсы, рассылки, книги, а потом понял, что не все, что он хейтил, бесполезно, поэтому что-то все равно пускает в ход, а ему прощают.
Давай поговорим про внутреннюю кухню, про авторов и редакторов. Что тебя в них злит? Какие у них есть типичные ошибки, с которыми ты сталкиваешься?

В авторах бесит, когда сдают плохо сделанную работу. Безответственность хуже неумения. Научиться делать можно, перестать быть безответственным мудаком — нет. Я считаю, что если взялся, то делай хорошо. Я сама так делаю и от авторов требую того же.

Больше всего раздражает, когда начинается нытье: «не могу найти инфу», «вот, опять все переделывать», «а почему еще правки от клиента». Посмотрите, блядь, кто тут ноет. Я тоже иногда не в восторге, но мы в одной лодке, приятель, давай уже добьем, сделаем по красоте и пойдем отмечать пятницу в рюмочную.

У меня еще один попсовый вопрос. Мне очень часто его задают, и я толком не знаю, что ответить, поэтому попробую тебе его задать. По каким критериям выставляешь цену на свою работу?

Люди, которые задают такие вопросы, наверное, думают, что у редакторов где-то есть табличка, в которой четко прописано, сколько и за какую работу брать денег. На самом деле такого нет.

Надо уметь разговаривать. Я называю цену, которая мне комфортна с учетом статуса клиента, темы, загруженности и так далее. Если у меня совсем нет времени, а тема интересная, я возьмусь и попрошу больше обычного. А если статья по теме, в которой я очень хорошо разбираюсь, возьму меньше. Надо исходить из своего комфорта и думать про себя: «А комфортна ли мне эта цена? Мне удобно за такие деньги делать эту работу?» Просто помните, что за копейки работают только тогда, когда учатся, а просят много, когда не соответствуют, только мудаки.

Ты очень быстро прошла путь от новичка до востребованного редактора. А ты думала о том, где будешь через 5 или 10 лет?

Я хочу попасть в список Forbes «30 до 30». Это достаточно тупая и пафосная хотелка, но я в нее искренне верю. У меня есть фора в плане возраста, и я постараюсь не облажаться: обещала умным людям и себе.

А конкретный план есть какой-то?

Нет :—)

Я очень хочу развивать свою медийность. Это прозвучит глупо, но мне хочется стать чем-то средним между Торшиной, Ромой Кумаром и Дудем.

Торшина классно разбирается в теме, но она не очень яркая. От нее я бы хотела взять умение специфично и строго подавать свой профессионализм.

От Кумара я бы хотела взять умение неформально себя преподносить, но делать очень крутые вещи. Он чувак с забитыми рукавами, в повязке на голове от Луи, который вечерами читает треки Тупака в каком-то баре. Вот только потом он приходит на вебинар или на конфу и начинает учить вещам, до которых на рынке остальным еще переть и переть.

От Дудя, как от модели публичной личности, я бы хотела взять способность быть прикольным только потому, что ты есть. Зарабатывать на том, чтобы прийти, посидеть у кадра рабочей стороной, высказаться о чем-то на пару минут эфирного времени и уехать.

Проблема в том, что я точно не знаю, в какой сфере развиваться. В редактуре я до чего-то дошла, но будто бы могу больше. Мне нравится учить, рассказывать какие-то вещи начинающим авторам. Короче, через 10 лет я точно буду в списке «30 до 30», а как — придумаю в процессе.

Это очень амбициозно! Мне стало интересно, как ты развиваешься в профессии. Что бы ты посоветовала из книг и рассылок, которые тебя вывели на новый уровень?

Слушай, я толком ни одного курса по копирайтингу не прошла. Я почитывала рассылку ребят из «Сделаем», они единственные, кто меня не раздражал. Иногда смотрю советы на сайте Бюро Горбунова, но это такое точечное обучение.

Больше всего я училась в бою, на настоящих задачах. Это, кстати, самое эффективное обучение. Правда заплатить придется нервами. Я где-то говорила: «Хорошие девочки плачут из-за парней, плохие — из-за папиков, а я — потому что я для себя всегда недостаточно хороший специалист».

А как думаешь, у тебя будет получаться держать такой же высокий темп роста в профессии без систематического обучения?

Мне не откликается подход с фундаментальным обучением, потому что знаю много обратных примеров. Из большинства наших вузов выходят люди, которых в KFC с трудом берут. Выбирая вуз или факультет, надо оценивать время, вложенное в обучение, и результаты от него.

Я понимаю, что в плане текста и редактуры дошла до хорошего уровня, но если не буду прокачивать другие навыки, то далеко не уйду. Хочется охватывать больше знаний из смежных областей: таргетинг, веб-дизайн, менеджмент. Но это точно не будет курс на полгода или год, а что-то очень быстрое. Я лучше одну неделю интенсивно поучусь, посижу ночами у компа, буду закидываться Ред Буллом, а потом возьму проект и буду осваиваться на практике.

Никогда не пойму, как можно настолько не хотеть чего-то достичь, чтобы швыряться своим временем и молодостью. Можешь — быстро и жадно учись, смело делай, че ты сел-то?

Класс! Спасибо за интервью!
Иноземцев про контент-маркетинг
Телеграм-канал о том, как стать брендом №1 в своей отрасли
Оставьте заявку
Оставьте свои контактные данные, мы свяжемся с вами в ближайшее время и обсудим задачу
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных